Общие сведения о российском рынке бизнес-авиации
В Россию деловая авиация пришла сравнительно недавно, в начале 90-х годов. Первоначально использовались самолеты Як-40 и Ту-134. Постепенно с ростом спроса на комфортабельное обслуживание авиакомпании стали приобретать современные бизнес-джеты.
Сегодня бизнес-авиация продолжает оставаться эксклюзивным предложением для весьма немногочисленной аудитории наиболее успешных предпринимателей, которые не только приняли умом тот факт, что оперативность (время) есть материальный фактор, но и прочувствовали это в практике собственной деятельности.
Развивается данный сектор авиатранспортных услуг весьма стремительно: с 2002 года число бизнес чартеров в Московском авиационном узле увеличивается на 45% ежегодно. В 2005 году неожиданно для многих Москва сравнялась с Лондоном по числу рейсов на престижных самолетах бизнес-класса. Общий объем услуг бизнес-чартеров превысил 1 млрд. долларов .
Положительная динамика рынка очевидна: с 2004 года объем увеличился на 250 миллионов долларов. В середине 2006 года в сфере бизнес-авиации использовалось 140-150 самолетов.
Прирост деловых авиаперевозок только в московском регионе ежегодно составляет ~30%. Москва уже опережает по количеству вылетов Лондон – крупнейший город бизнес-авиации Европы. Во Внуково одновременно стоит до 80 самолетов. Редкий европейский аэропорт может этим похвастаться. За последние два года в Москве было куплено более ста новых самолетов. Зачастую российские компании работают даже лучше, чем европейцы, которым трудно здесь ориентироваться.
Мнение экспертов рынка: Россия начинает заниматься бизнес-авиацией на европейском уровне.
Данный рынок крайне перспективен, как и рынок воздушного такси, который предлагает более низкие тарифы при высоком уровне комфорта на борту. Емкость российского рынка воздушного такси, включающего вертолетные перевозки по Москве и Подмосковью и перевозки пассажиров самолетами между небольшими городами на небольшие расстояния, составляет 1.5 млрд. рублей.
По прогнозам, воздушные такси будут перевозить до миллиона пассажиров в год между почти 300 городами России, в том числе и по индивидуальным заказам, а для реализации проекта планируется задействовать до 200 воздушных судов.
На развитие сегментов деловой и малой авиации оказывают влияние следующие факторы: расширение географии бизнеса, международный масштаб делового сотрудничества и т.д. Но следует отметить и факторы, препятствующие положительной динамике этих сегментов: это в первую очередь бюрократические препоны и отсутствие достаточной поддержки со стороны государства.