« »

НЕБЕСНЫЕ ТАНКЕРЫ

Сентябрь
13th
member
admin

Инициативная группа из ОАО «Туполев» разработала уникальный летательный аппарат

Странный аппарат, похожий на дирижабль с какой-то непомерно большой и сплющенной гондолой, отчалил от ажурной мачты. Засвистели вентиляторные двигатели. Массивный корабль стал «всплывать» в небеса, словно подводная лодка в толще воды. Издали он напомнил плоскую рыбу-камбалу, несущую на спине узбекскую дыню.

Кадры взлета летательной машины из России обошли все крупные телеканалы мира. И немудрено: ведь Москва объявила о строительстве целого флота воздушных кораблей-перевозчиков природного газа. К российской монополии Газпрома на трубопроводную прокачку газа добавился новый стратегический транспортный компонент…

ТАК МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ репортаж из недалекого будущего. И ничего фантастического здесь нет. Комибинированную авиационную транспортную систему (КАТС) по перевозке сжатых природных газов разработала группа энтузиастов в инициативном порядке из ОКБ имени Туполева. Душой и организатором проекта выступил теперь уже бывший вице-президент ОАО «Туполев» по экономике и финансам Виктор Дмитриев, ведущими конструкторами — Владимир Ростопчин и Сергей Румянцев, коим помогал Николай Бондаренко.

Они создали летательную машину-полудирижабль с нулевой плавучестью. То есть она не может просто плыть по воздуху, как цепеллин старых времен, но зато двигатели с легкостью поднимают ее вверх — и также без особых усилий опускают к земле. Состоит КАТС из двух частей.

Первая — транспортный модуль с четырьмя двигателями малой мощности для вертикально-горизонтального маневрирования, с двумя маршевыми газотурбинными «движками» на силовом каркасе, сообщающими всей системе скорость в 120 км/час, с кабиной экипажа и грузовым отсеком на двенадцать тонн длинномерных грузов. Внутри модуля находятся отсеки с гелием, сообщающим ему нулевую плавучесть.

Вторая часть (отцепляемая «дыня» на спине «камбалы») — крупногабаритный контейнер хитрой конструкции. Наружная его оболочка — отсеки-баллонеты, наполненные все тем же гелием. А внутри — мягкая газовая цистерна, наполненная 320 тысячами кубометров сжатого «голубого топлива». Фокус заключается в том, что на один транспотрный модуль приходится три контейнера. Пока один наполняется газом на месторождении, второй — перевозится КАТС к потребителю газа, а третий — разгружается.

Наконец, есть и третья, небольшая наземная часть — причальные мачты, эллинг-ангар, навигационное оборудование, размещаемые на площадке 500 на 500 метров.

В чем красота замысла? В том, что эта причудливая машина способна возить природный газ на огромные расстояния с минимальными издержками, экономя России миллиарды долларов на строительстве новых газопроводов. Заправился у месторождения — отвез газ к месту назначения за несколько сотен или тысяч километров — закачал там в подземное хранилище, что обеспечивает потребителям бесперебойное снабжение. По расчетам конструкторов, стоимость переброски тысячи кубометров «голубого топлива» с помощью КАТС обойдется в три доллара за каждую тысячу километров. Для сравнения: перегонка тысячи «кубов» на тысячу километров по территории Украины обойдется в 19 долларов — вшестеро дороже.

Оно и немудрено: больно дорогая штука — магистральные газопроводы. Это же «нитки» из тысяч верст стальных труб, газоперекачивающие станции, контрольная аппаратура и многочисленный штат обслуги. Окупается «средний» магистральный газопровод тридцать долгих лет. Знаменитая «нитка» «Дружба» в 1980-е, давшая русский газ немецкому рынку, обошлась в 2, 8 миллиарда еще тех долларов. Нынешний газопровод, который пустят по дну Балтики, потребует 3, 8 миллиарда «зеленых». Строительство же «нитки» их Ковыкты в Китай явно превысит по стоимости 5 миллиардов.

На те же деньги можно построить целый флот КАТС, каждый из которых обойдется всего в 7, 5 миллионов долларов в серийном исполнении — и возить газ круглогодично за исключением периодов профилактики и ремонта, кладя в карман дополнительную прибыль в миллиарды долларов на каждом маршруте.

Смекаете, что это несет русским? Можно не прогибаться перед националистическим режимом в Киеве, и не только перед ним — ибо мы теряем зависимость от контролируемых им газопроводов. Хотите — вступайте в НАТО. А мы пустим трассы наших воздушных танкеров в обход Украины, через Белоруссию и над морями, и не станем платить вам ни гроша. Тотчас перед Киевом можно поставить выбор. Либо вы идете в НАТО и платите 230 долларов за тысячу «кубов» газа — и превращаетесь в зону бедствия с остановившейся промышленностью. Либо — вступаете с нами в тесный союз и забываете всякую чушь про НАТО.

Воздушные танкеры, по словам их разработчиков, не конкурируют с нынешней трубопроводной системой — они ее дополняют. Но они позволяют поставлять наш газ туда, куда «нитки» труб тянуть либо слишком дорого, либо невозможно. Усовершенствованные варианты КАТС, которые сейчас уже патентуются, могут летать через океаны и перевозить более миллиона «кубов» газа за раз. Начнут выходить из строя старые советские газопроводы — и можно будет не тратить миллиарды долларов на строительство новых, заменяя их такими вот полудирижаблями-аэрогазовозами.

Более того, флот небесных танкеров позволит нам ввести в оборот сотни мелких газовых месторождений, к которым сегодня тянуть трубопроводы нерентабельно. Только на территории Центрального и Приволжского федеральных округов разведано 345 месторождений с общим объемом в 5, 7 триллиона кубометров газа. Для сравнения: богатейшее Ковыктинское месторождение заключает в себе 3, 4 триллиона «кубов». Появление КАТС вовлечет в оборот ныне неиспользуемую мелкоту. И тут вам на выбор: хочешь — газифицируй глубинку, хочешь — завоевывай новые внешние рынки. Или же делай и то, и другое разом!

Наконец, КАТС способна решить проблемы северного завоза, каждый год поглощающего полтора миллиарда долларов. На 60 процентов эти затраты уходят на транспортировку жидкого горючего в городки и поселки за Полярным кругом. Там уже скопились горы железных бочек из-под солярки и мазута. Они захламляют тундру. А тут — совсем иной оборот дела. С помощью аэрогазовозов можно перебрасывать туда «голубое топливо» с мелких месторождений Якутии, оставив старые котельные лишь как аварийный резерв.

Дешевизна КАТС обеспечивается отечественной конструкторской смекалкой эпохи крайнего ограничения в средствах и энтузиазмом новых русских Кулибиных. Аэрогазовоз должен делаться из того, что уже есть: серийно производимых двигателей, вертолетной кабины, шасси, уже имеющихся материалов. Например, внешняя оболочка грузового модуля-«дыни» практически аналогична современным надувным крышам. Только еще и армирована прочнейшей углеродистой нитью. Нет проблемы с гелием для воздушных кораблей — сегодня он добывается вместе с природным газом, но выбрасывается в атмосферу за ненадобностью. Нет проблем и с топливом: двигатели корабля питаются тем же природным газом. В конструкцию заложен ряд оригинальных «ноу-хау». Например, очень легкая и эффективная антиобледенительная система. Современные технологии позволяют свести экипаж к двум пилотам. Нынешние метеолокаторы позволят кораблю обходить штормовые и грозовые фронты и маневрировать по высоте, ловя попутные воздушные течения. Обратные рейсы аппарата не будут порожними: КАТС способен везти еще десяток тонн твердых и длинномерных грузов.

Продуманы и вопросы безопасности. Природный газ в чреве транспортного модуля воспламениться и рвануть не может. Для этого ему нужно смешаться с воздухом, а вокруг — баллонеты с инертным противопожарным гелием, образующие три слоя. Бесполезно стрелять в аппарат из автомата и пулемета — и так ты его не подожжешь. Разве что если всадить в КАТС пару зенитных ракет…

Сегодня такая система могла бы стать настоящим прорывом для нашей страны в технологическое будущие. И для того, чтобы начать дело, нужна смешная, даже по меркам России, сумма — 16 миллионов долларов на постройку прототипа и проведение сертификации. (Это при том, что «новорусские» в Куршевеле могут выбросить миллион долларов за двадцатиминутное выступление Элтона Джона на частной вечеринке!)

Но в нынешней РФ — своеобразная реальность. Никто вроде бы не мешал энтузиастам разрабатывать и патентовать проект КАТС, но все в инициативном порядке, без затраты хоть одной государственной копейки. А затем изобретатели столкнулись со стеной равнодушия и с полным безучастием руководства ОАО «Туполев» , Минэкономразвития и многих других государственных органов. По их мнению, «труба» пока Россию и так неплохо кормит. А тем временем зашевелились зарубежные компании, предлагая купить патент за 3 миллиона долларов и наладить производство за пределами России. Неужели опять уйдет уникальная стратегическая разработка за пределы Родины и будет кормить своих новых иностранных хозяев?

Создатели необычного воздушного транспорта не сдаются, не очень хотят продаваться иностранцам. Они идут в газодобывающие регионы в поисках рационально мыслящих, крепких хозяйственников. Даст Бог — и мы увидим в телерепортажах плывущие в нашем небе воздушные танкеры!
Небесные танкеры новой Империи…


Грузовые авиаперевозки — отечественные и зарубежные компании 2009-2024 @ www.airfreights.ru Все права защищены. Консультацию по воздушным авиаперевозкам можно получить по телефонам: +7 (351) 248-78-47 и +7 (351) 269-84-86
Rambler's Top100