« »

Затянувшееся воздушное сражение Ан-70: Pro et contra

Сентябрь
13th
member
admin

С начала года, украинско-российский самолет Ан-70 участвует в европейском тендере по обеспечению стран НАТО самолетами военно-транспортной авиации. Учитывая традиционную ориентацию Североатлантического Альянса на собственные вооружения и технику, случай уже сам по себе беспрецедентный и одновременно доказывающий, что постсоветские военные технологии могут всерьез поспорить с западными.

Излишне говорить, что Ан-70, или его проект в западном варианте Ан-7Х (с учетом стандартов НАТО) является надеждой как украинского, так и российского авиастроения.

В июне этого года во время одной из наиболее рейтинговых международных выставок авиационной тематики в Ле Бурже состоялись первые серьезные смотрины Ан-70. Технический комитет НАТО впервые попросил провести официальную презентацию самолета, что свидетельствует о пристальном внимании официального руководства Альянса к этой машине.

Примером подобного успешного сотрудничества Украины и России с Западом может служить реализация международного проекта “Sea Launch” (“Морской старт”). Но в “Морском старте” США — партнер, а на авиационном тендере они будут наиболее сильным конкурентом. США весьма агрессивно продвигают на европейский континент свои С-17 и С-130. Наиболее серьезным лоббистом американской техники в Европе является Великобритания. Кроме нее, против Ан-70 выступает также Турция. Это при том, что покупка американского самолета будет означать изменение всей наземной инфраструктуры, и странам, выбирающим американские самолеты, придется “сесть на американскую иглу”.

Европа имеет собственный проект — А400М (ранее называвшийся FLA — Future Large Aircraft), существующий, пока лишь на бумаге. Украинские разработчики заявляют, что этот проект отстает от Ан-70 как минимум на 5-7 лет и требует значительных капиталовложений.

На недавнем российском авиасалоне МАКС-99 гендиректор Международного консорциума “Средний транспортный самолет” (“СТС”) Леонид Терентьев заявил, что на осуществление программы создания на базе Ан-70 самолета Ан-7X потребуется 850 млн.евро. Тогда как, по его подсчетам, для создания европейского самолета потребуется не менее 6,5 млрд.евро.

С американскими самолетами Ан-7X тоже выигрывает конкуренцию по стоимости. С-17 стоит более 200 млн.долл. С-130J же, хоть и стоит приблизительно столько же, сколько и Ан-7Х, но может быть использован лишь для тактических целей.

На сегодняшний день уже завершен основной этап оценки европейского проекта А400М, подготовленного фирмой Airbus Military Company в соответствии с тактико-техническими условиями, заданными военными специалистами европейских стран. Теперь правительствам семи европейских стран предстоит принять решение по программе нового военно-транспортного самолета. Какой вариант из трех будет принят Альянсом, сегодня сказать трудно. Решение будет зависеть не только от экономических, но и от политических мотивов.

Планируется, что 75% работ при производстве Ан-7Х будут выполнять Украина и Россия, а 25% — Германия. И Германия пока остается единственным стопроцентным лоббистом Ан-70 в Европе. Как экономический, так и политический результат сотрудничества в рамках проекта Ан-70, или Ан-7Х, весьма выгоден Германии. Не допустить экспансии “superpower” США в Европе, с одной стороны, и не переплачивать там, где этого можно не делать, с другой — это сегодня в интересах ФРГ. Германия также является наиболее крупным из западноевропейских заказчиков: ей необходимо для замены авиапарка 75 машин. Германия уже совершила и первый практический шаг навстречу Ан-70, создав в мае этого года финансово-промышленную структуру “Airtruck GmbH” на базе около полутора десятка немецких авиакосмических фирм, выступивших в поддержку проекта Ан-70.

Позиция Франции относительно проекта Ан-70 сегодня продолжает оставаться неопределенной, несмотря на то, что именно с Францией военно-техническое сотрудничество Украины развивается наиболее стремительными темпами (например, проект модернизации танка Т-72). Однако, французские военачальники, от мнения которых будет зависеть достаточно много, пока что были нелестны к Ан-70. В минувшем году начальник штаба ВВС Франции генерал Жан Рану, выступая перед Комиссией по национальной обороне, недвусмысленно заявил, что продвижение Ан-70 не согласовывается со стратегией государства в отношении загрузки рабочих мест на отечественных предприятиях. Начальник генерального штаба Вооруженных Сил Франции генерал армии Жан-Пьер Кельш, посетивший Украину в середине текущего года, тоже был весьма сдержан в оценке Ан-70.

Некоторые изменения в отношении Франции к проекту в этом году все же произошли: на переговорах в Ле Бурже вместе с немецкой стороной уже были и представители Франции. В середине октября представители украинского ВПК даже начали поговаривать о возможном присоединении Франции к проекту уже до конца 1999 года. А на открытии первой в Украине международной авиакосмической выставки генеральный конструктор АНТК им. Антонова Петр Балабуев сказал, что главная авиакосмическая фирма Франции “Aerospatiale” поддерживает проект Ан-70.

Правда, это утверждение не очень увязывается с сообщением журнала “Aviation Week and Space Technology” о том, что французская промышленность намерена приступить к программе сугубо европейского транспортного самолета уже в следующем году, причем не ожидая решения Германии, которая, по мнению французов, поддерживает проект Ан-7Х чисто из политических соображений.

Сегодня, понимая важность политических действий, украинские авиастроители инициируют реализацию “гаммы наступательных операций”, предусматривающую повторное официальное обращение президентов Украины и России, а также глав оборонных ведомств к президентам Германии и Франции и к военным министрам этих стран с просьбой поддержать проект. Кроме того, авиастроители намерены организовать демонстрации возможностей Ан-70 членам немецкого Бундестага и представителям арабского мира в г.Дубаи (ОАЭ).

Негативную роль на окончательное решение Запада может сыграть обострение отношений между Россией и НАТО по поводу Косовского конфликта, политическая нестабильность в России. Результаты президентских выборов в Украине тоже могут заморозить проект Ан-70, если к власти придут левые. Кроме того, от положительного для Ан-70 решения Европу может удержать непредсказуемость как Украины, так и России в вопросах большого бизнеса.

И, наконец, Европу может не устроить вариант, при котором на Украину и Россию будет приходиться 75% проекта. Восточных партнеров могут вынудить отдать из своей доли 20 — 25%.

Если откажутся.

Каковы перспективы Ан-70, если он все же останется без поддержки Запада? Главной проблемой, естественно, является финансирование программы. На деле, вместо финансирования оборонных заказов, военные ведомства России и Украины оставляют самолетостроителям лишь долги. Министерство обороны Украины недавно полностью рассчиталось с АНТК им. Антонова за проект Ан-70. Долги же российского оборонного ведомства составляют более чем 51 млн.долл. Правда, замминистра Министерства промышленной политики Украины Валерий Казаков утверждает, что сейчас уже разработан механизм расчетов: Минобороны РФ передаст свои долги РАО “Газпром”, которое, в свою очередь, поставит необходимое количество газа в Украину, в результате реализации которого АНТК им.Антонова получит финансовые средства. Но понятно, что для такого авиапроекта “промедление смерти подобно”.

Специалисты Минпромполитики Украины разработали в сентябре обоснование минимально необходимых для продвижения проекта средств, предусматривающее выделение на поддержку двух проектов Ан-70 и Ан-140 в текущем году около 59 млн. гривен, что составит всего 18,9% от общего необходимого объема финансирования работ на 1999 г. Это позволило бы подготовить серийное производство военно-транспортного самолета Ан-70 на Киевском заводе “АВИАНТ”, и изготовление первого серийного образца в текущем году, на что необходимо 10 млн.грн. Еще 14 млн.грн., по расчетам Минпромполитики, необходимо выделить ОАО “Мотор-Сич” на подготовку серийного производства двигателей Д-27 для Ан-70 и ТВ3-117СБМ1 для Ан-140. Однако в преддверие выборов комментировать перспективы получения этих средств от украинского правительства в Украине не решается никто.

По расчетам АНТК им. Антонова, для обеспечения серийного производства Ан-70 с выпуском 3-5 самолетов ежегодно АНТК необходимо 29 млн.долл. Разработчик самолетов уверен, что сегодня армиям разных стран мира нужно по меньшей мере 1,5 тыс. самолетов Ан-70 для обеспечения потребностей своих сил быстрого реагирования. С Ан-70 можно выйти на рынки Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Украинские военные эксперты убеждены, что такой поворот событий возможен лишь в одном случае — если правительства обеих стран перейдут от деклараций о приоритетности проекта Ан-70 к его реальному финансированию. Пока что оба правительства дали лишь 7% общих затраченных на проект средств. При таком положении дел высокоразвитые страны легко перегонят Ан-70 и выставят на рынок более серьезного конкурента. Пример уже существует — проволочки с продвижением некогда перспективнейшего проекта Ту-334 практически загнали его в угол.

Пока основные вливания для развития проекта дает собственная авиатранспортная компания АНТК им.Антонова “Авиалинии Антонова”, имеющая в наличии 5 самолетов Ан-124 (“Руслан”). Она, по словам заместителя руководителя авиакомпании Вячеслава Михайлова, обеспечивает до 90% финансирования проекта Ан-70. (Кстати, предоставление статуса национального перевозчика АНТК им.Антонова позволило увеличить в текущем году доходы на 15%).

Декларацию о начале серийного производства Ан-70 на Киевском авиационном заводе “АВИАНТ” можно воспринять как перестраховку по отношению к западным партнерам. Но реально сборка 5 самолетов для Минобороны Украины на “АВИАНТе” и сборка еще 5 на Самарском авиастроительном заводе для Минобороны РФ не начата, несмотря на заверения официальных лиц. Она и не может начаться без выделения финансовых средств.

Сейчас на предприятиях подготовка к серийному производству практически завершена и даже производятся некоторые узлы и агрегаты, например, центропланы, фонари и подобная мелочь. Некоторые узлы “АВИАНТ” будет получать из г. Самары, куда также будет направлять некоторые узлы украинского производства. Кооперация, бесспорно, выгодная. Но выпуск самолетов в 2003 году (при условии соблюдения графика) может оказаться несколько запоздалым. Вот поэтому и надеются авиастроители на европейскую поддержку. Хотя некоторые прагматики уже приступили к поиску конкретных заказчиков в других регионах. По словам президента Ассоциации предприятий авиапромышленности Украины Валерия Шмарова, таких заказчиков планируется найти в Латинской Америке, Южной Азии и на Ближнем Востоке. В интервью автору он, признался, что тормозит процесс поиска опять же отсутствие финансирования серийного производства военно-транспортного самолета.

Нет сомнения, что колоссальный проект Ан-70 в руках политических лидеров Украины и России. Пока проект на 93% финансируется самими авиастроителями, и лишь 7% дали правительства обеих стран. Правительства даже не в состоянии повлиять на возможность кредитования проекта. По словам П.Балабуева, кредит с годовыми ставками в 10-12% мог бы обеспечить ускоренное выполнение работ. Нацбанк Украины может предложить 52%, а коммерческие банки — 75-85%. Принятие таких условий, по выражению П.Балабуева, означает “харакири” для авиастроительной фирмы.

Чем больше будет оттяжка производства Ан-70 собственными мощностями, тем больше могут проиграть обе страны в торгах с Западом. С проектом Ан-70 связаны перспективы конкурентоспособности украинского и российского авиастроения в новом столетии.


Грузовые авиаперевозки — отечественные и зарубежные компании 2009-2024 @ www.airfreights.ru Все права защищены. Консультацию по воздушным авиаперевозкам можно получить по телефонам: +7 (351) 248-78-47 и +7 (351) 269-84-86
Rambler's Top100